«Он сразу сказал съемочной группе: «Эти ребята здесь главные, просьба относиться к ним с максимальным вниманием»
Поделиться
Коллеги и друзья продолжают делиться воспоминаниями о кинорежиссере Сергее Соловьеве, которого не стало 13 декабря 2021-го. Народный артист России умер в своей квартире в центре Москвы. Он снял много замечательных картин, но самый большой успех достался его фильму «Асса». Картина появилась на переломе двух эпох и стала пророческой. О своей работе с мастером рассказал «МК» рок-музыкант Сергей Рыженко.
В культовом фильме Сергея Соловьева «Асса», который вышел на экраны в 1987 году, рок-музыкант Сергей Рыженко снялся в роли самого себя. Также он исполнил все вокальные партии песен главного героя Бананана, которого сыграл Сергей Бугаев.
— Фильм «Асса» — эпохальное, легендарное, знаковое кино. Все эти эпитеты и определения к нему подходят, — говорит Сергей Ильич. — Наверное, это был первый переломный фильм, предчувствие того, что в стране грядут большие перемены. Не случайно в финале картины прозвучала песня Вити Цоя «Перемен!». Мы, конечно, хотели не таких перемен. Художники — они же все идеалисты, думают, что мир станет прекрасным, а в результате приходят злобные прагматики. Но все большие художники являются еще и большими пророками. Предчувствие, что скоро все изменится, не обмануло Сергея Соловьева.
— Премьера «Ассы» прошла в рамках первого в СССР арт-рок-парада. У Дома культуры Московского электролампового завода все три недели стояли дикие очереди. Зрители приезжали издалека, жгли костры, двери в ДК сносили с петель. Вспомните, как проходили съемки?
— На этом фильме было бесконечно уважительное отношение к нам, к рок-музыкантам. Сергей Соловьев сразу сказал съемочной группе: «Эти ребята здесь главные, просьба относиться к ним с максимальным вниманием». А мы соответственно услышали: «Это наш общий фильм. Все, что вы придумаете, туда войдет. Обращайтесь ко мне с любыми предложениями. Мы все это воплотим на экране». Так оно и было. В фильме был звездный состав, это и легендарный Станислав Говорухин, и Таня Друбич, и лучший в стране, а то и мире, оператор Павел Лебешев. И, естественно, музыкальный состав: Борис, Гребенщиков, Виктор Цой. В результате получился нетленный фильм.
Но надо сказать, что фильмы Соловьева вообще находятся вне времени. И это показатель настоящего шедевра. Главной его темой было взросление человека, тот переходный период, когда он из ребенка превращается во взрослого. Его столкновение с жизнью, с реальностью, когда рушатся какие-то детские иллюзии. И понимание того, как устроен взрослый мир во всей его беспощадной жестокостью. Это как раз и было предметом его художественных исследований. Как-то при встрече я сказал Сергею Александровичу, что пересмотрел его старую картину и, она мне понравилась гораздо больше, чем когда я был на кинопремьере. Он прямо просиял от этих слов. Его фильмы действительно как старое вино, с годами становятся только лучше и интересней.
— После «Ассы» продолжали сотрудничать с Сергеем Соловьевым?
— Сергей Александрович Соловьев, или как мы его называли, САС — наш друг и старший товарищ. Мы с ним не прекращали наше творческое содружество. Вместе делали международный кинофестиваль «Дух огня». Начиная с пятого по счету кинофестиваля, я принимал участие в нем в качестве музыкального руководителя. Сергей Соловьев его создал. Он продвигал не коммерческий кинематограф, а настоящее художественное кино, в первую очередь — авторское. Это был невероятно креативный человек, очень открытый для всего нового.
— Сергей Соловьев был человеком многогранным. Можете рассказать о его увлечениях?
— Он очень любил живопись, коллекционировал картины. Также он любил и прекрасно разбирался в музыке. Его дочь Аня стала композитором. И очень успешным. Сам Сергей Александрович дружил с Юрием Башметом. Они вместе делали замечательные предновогодние концерты 31 декабря в филармонии, в Концертном зале имени Чайковского, где звучала музыка из кинофильмов. Юрий Башмет дирижировал оркестром. На экране показывали фрагменты из фильмов. В этих мероприятиях принимали участие блестящие мастера, такие, например, как пианист Денис Мацуев.
— Что было в планах у Сергея Соловьева, что он не успел?
— В конце февраля, в начале марта мы готовились провести фестиваль «Дух огня», предыдущий из-за коронавируса был отменен. Сейчас решили их объединить. Должны были подвести итог 20-летней работы. Сергей Александрович по-прежнему был в творческом поиске. У него были планы по постановке новых спектаклей. Он набрал очередной актерский и режиссерский курс во ВГИКЕ, был очень доволен ребятами. Насколько я знаю, буквально пару дней назад, он собирался идти на спектакль в Электротеатр. Все случилось внезапно…
— Сергей Александрович болел.
— Да, он долго болел. Его сильно подкосил безвременный уход его сына Мити. (Сын Сергея Соловьева от второго брака с киноведом Марианной Кушнеровой. 43-летний актер и продюсер Дмитрий Соловьев умер 12 февраля 2018 года в Институте имени Склифосовского, куда попал с диагнозом «панкреатит». — Авт.) Сергей Александрович очень тяжело пережил смерть сына. Тем не менее он всегда был настоящим бойцом, жизнелюбом. Все мы старались его поддерживать, и Таня Друбич, и многие другие.
— Они общались с Татьяной Друбич?
— Конечно. Они же взрослые люди, близкие друг другу, у них общие дети. Сейчас вспомнил одну из любимых иронических фраз Сергея Александровича. Когда кто-то делал какую-то ерунду, он говорил нараспев: «Взрослый человек!..» У него, кстати, было блестящее чувство юмора, он был отличным рассказчиком.
— Когда в последний раз виделись с Сергеем Соловьевым?
— Встречались, когда была очередная годовщина смерти Мити. Но мы постоянно были с ним на связи. На последнем кинофестивале он связывался с нами по скайпу. Это было его детище, он его организовывал. Хотелось бы, чтобы «Дух огня» продолжал жить. Надо, чтобы кинофестиваль носил имя Сергея Соловьева.
После болезни он был в инвалидном кресле, но тем не менее везде перемещался, везде присутствовал. Сергей Соловьев, несомненно, принадлежит к плеяде самых больших мастеров, кто сделал кинематограф не развлечением, не шоу, не средством зарабатывания больших денег, а видом искусства. Его уход — невосполнимая утрата.