Жители Шёлтозера следуют национальной традиции
Поделиться
В карельской деревне Шёлтозеро переполох. Ни одной повестки по мобилизации не удалось раздать, потому что все мужчины ушли в лес собирать клюкву. В поселковой администрации заявили: местонахождение призывников определить невозможно. Мы поговорили с местными жителями, которые со всей ответственностью заявляют: повестки и клюква — вещи разного порядка. И попросили не валить две разные истории в одну кучу.
Фото: Sofiia Smirnova/Unsplash.
В пятницу телефон в администрации Шёлтозерского вепсского сельского поселения телефон молчал. По словам местных жителей, сотрудники обижены на СМИ, которые насмехаются над сложившейся ситуацией. Одна из женщин, которая занимает ответственный пост на селе, рассказала, почему случился казус. Собеседница согласилась ответить на наши вопросы, но просила не указывать своего имени.
— Нас обижает, когда историю с клюквой превращают в фарс, — рассказывает женщина. — Нужно узнать истину, а не насмехаться над нашими традициями. Те, кто в курсе истории нашего края, ничуть не удивляются, что мужчины ушли в лес. Сейчас, действительно, началось время урожая клюквы. Это обычное явление для нашей местности.
— Мне, как представителю данной национальности (вепсы — ), неприятно слышать, что наши мужчины якобы скрываются от мобилизации. Не понимаю, что с россиянами происходит. В стране трагические события, а мы пытаемся улыбаться.
Сегодня нужно разделять вопросы традиций и событий. Я как местная жительница со всей ответственностью заявляю: в Карелии сейчас самое время сбора драгоценной ягоды — клюквы, для нас это естественный процесс. Но процесс сбора никаким образом не связан с мобилизацией.
— В зависимости от погоды. Даже при первых заморозках можно собирать клюкву. Это полезная ягода, в ней содержится много витаминов, которые помогают жить человеку. И как мы можем пропустить её сбор?
Те, кто живет на севере, понимают необходимость клюквы как лекарства и энергетического продукта. Кто-то собирают ее для продажи, многие замораживают, делают морс, пекут пироги или едят протертую клюкву с сахаром. Вот вы же ходите за грибами, так и у нас ходят за клюквой. Хорошо, что жива такая традиция. Кстати, москвичи, которые понимают ценность клюквы, специально приезжают в Карелию и покупают ягоды.
— Да, и до зимы может продлиться сбор. Клюкву под снегом тоже собирают. Но повторюсь, это никаким образом нельзя связывать с мобилизацией, это традиционный образ жизни коренного населения. Я понимаю, что мы с вами очень разные, но мне странно, почему у вас появляются такие мысли.
— Конечно. Есть такие любители, которые уходят в отдаленные места, в глухой лес, там ягоды лучше, они считаются более ценными. Туда по несколько раз не наездишься, не находишься, поэтому люди остаются там. В лесу есть времянки, охотничьи домики, где можно укрыться в непогоду. Некоторые останавливаются в «уснувших деревнях».
— В лесу могут возникать перебои со связью, не удивлюсь, если народ не в курсе мобилизации.
— Село у нас не маленькое, 1200 человек. Шёлтозеро считается административным центром, здесь есть общеобразовательная и музыкальная школы, культурно-досуговый центр, музей. Мужчин достаточно.
— И мужчины, и женщины.
— Рыбрек — соседнее село. Мы все друг друга знаем. Там тоже все традиционно ходят за клюквой. На самом деле, я рада, что таким образом раскрывается мир, россияне узнают культуру разных регионов. Вот когда мы будем относиться с уважение к друг другу, тогда все встанет на свои места.
— Скандала и быть не могло. Мобилизация и клюква — вещи несовместные.