Оказалось, что ребенок из небольшой семьи имеет больше шансов достигнуть успеха в карьере и общественной жизни, но меньше — продолжить свой род, в отличие от детей из многодетных семейств. Это утверждение оспаривает общепринятые представления о роли семьи в современной демографии.
Английский ученый Анна Гудман из Лондонской школы гигиены и тропической медицины вместе со своими коллегами изучила информацию, собранную в рамках длительной программы наблюдения за жизнью 14 тысяч шведов, родившихся в начале 20 века, и их потомков. В ходе программы были использованы данные социальных служб Швеции о жизни этих людей. В исследовании имели значение их школьные отметки, место работы и этапы карьерного роста.
На основе полученных данных учеными были проведены сравнительные исследования, которые помогли вычислить насколько успешными с социальной и эволюционной точки зрения являлись люди, которые были рождены в малых и больших семьях.
В рамках исследования в учет принимались такие показатели, как отметки в школе и университете и уровень доходов во взрослой жизни. Эти показатели стали индикаторами социально-экономической успешности. «Дарвиновским», то есть эволюционным, показателем успеха, являлось наличие семьи в 40 лет и младше, а также количество потомков.
Как выяснили ученые, шведы из маленьких семей смогли добиться больших успехов в карьере, образовании, общественной жизни, но менее успешно продолжили свой род, в отличие от членов многодетных семей. Учеными отмечается, что данный феномен может быть распространен не только на представителей первого поколения, но и на их детей и внуков.
Участник научной группы Дэйвид Лоусон из университетского колледжа Лондона считает, что детки из изначально обеспеченных семей смогли получить намного больше привилегий от ограничения размера семьи по сравнению с менее обеспеченными людьми. Семьи со средним достатком позволяют приобрести себе относительно немного, ограничивая число детей, ведь успешность их детей зависима от огромного количества социальных факторов, а не от самого родительского вклада в их жизнь. Этим объясняется то, почему уровень рождаемости в странах падает в первую очередь на вершине общества, и лишь затем в его нижней части.
Другими словами, Гудман и ее коллеги смогли показать, что ограничение размера семьи может привести к росту социального благополучия, но ухудшит шансы на продолжение рода в будущих поколениях. По мнению ученых, их работа должна помочь политикам в вопросе улучшения формулировки стратегий, направленных на развитие детей из многодетных семей.
Ранее ученые сообщали, что количество людей, родившихся в следствии экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), — или так называемых «детей из пробирки» — достигло в мире пяти миллионов. Делегатами конференции в Турции этот момент был назван «выдающимся рубежом» в репродуктивной медицине. Однако медики категорически не советуют парам откладывать рождение ребенка на более поздние сроки, полагаясь на ЭКО, как на «страховку».