«Люди кричали, молили о помощи» Поделиться
Битва за билеты на «Щелкунчик» продолжается. В пятницу около Большого театра снова образовалась толпа. Тут было всё – скандалы, крики, давка, непонятные координаторы толпы, которые торговали талончиками. Мы поговорили с любителями балета, которые оказались в эпицентре давки. По словам собеседников, мероприятие чудом не закончилось трагедией.
Фото: Ирина Боброва
Юлия Половинка давно мечтала попасть на «Щелкунчик». В минувшую пятницу она провела в очереди перед кассами Большого театра больше 12 часов. Но браслет для покупки билета так и не получила.
— Желающим попасть на «Щелкунчик» надо помнить: прежде чем получить заветный билет, предстоит пройти несколько кругов ада. В пятницу мы оказались свидетелями шоу «Остаться в живых», так как имели неосторожность приехать на получение браслетов — это первый этап перед покупкой билета на «Щелкунчик».
Браслеты выдавались в полночь. Мы приехали к театру 10 ноября утром, заняли очередь. Нам повезло, что не было дождя и жуткого холода.
С нами стояла группа молодых людей, которым не то что Большой театр был не интересен, я полагаю, им вообще мало, что в жизни интересно. Вот они координировали очередь.
В какой-то момент пошел слух про некие талончики, которые будут раздавать людям. Хотя сотрудники Большого театра про талончики не предупреждали. Как мы поняли, история с талончиками была организована группой лиц на незаконных основаниях. И эти товарищи начали обрабатывать тех, кто хотели попасть на «Щелкунчик». Они подходили к людям, говорили, что им вряд ли достанется билет и предлагали купить талончики, которые дают гарантию на приобретение браслета.
Днём около Большого театра всё ещё было культурно, народ собрался интеллигентный и порядочный. Никто из нас не мог предположить, что в полночь тебя начнут давить.
Ближе к 23.00 толпу начали координировать сотрудники правоохранительных органов, которые делали это довольно неумело.
Нас поделили на три группы. Первая была в начале очереди. Вторая — в середине, её оцепили металлическим ограждениями, людей тщательно контролировали сотрудники ОМОНа. Третья группа состояла из тех, кто пришел позже и стоял в стороне.
Первая группа представляла из себя микс людей из тех, кто действительно стоял бесчисленное количество часов и тех, которых пропустили, предварительно выдав те самые непонятные талончики. Последние подъезжали к Большому театру в оговоренное время, получали талон и проходили за координатором в начало очереди. Первая группа людей считалась привилегированной, им удалось взять браслеты.
Я попала во вторую группу. Нас зажали со всех сторон ограждениями, мы оказались в загоне. Обычно у меня не случается паники, но тут я поняла, что в какой-то момент будет тяжело дышать, передвигаться, поскольку полицейские держали ограждения и было не понятно, как нам выбраться. В какой-то момент я не понимала, где моя сумка, невозможно было пошевелить рукой, чтобы вытащить телефон, потому что толпа плотно прижала.
В этот момент я решила уйти, «Щелкунчик» не стоит того, чтобы оказаться затоптанной. Но так просто выбраться не получилось. Я оказалась в окружении женщин и девушек, меня прижали к металлическому ограждению, позади на нас давили мужчины, впереди ОМОН отодвигал очередь. Рядом стояла пожилая женщина, она хваталась за меня и за поручень ограждений. Я кричала: помогите выбраться, женщина падает. Сотрудник полиции посмеялся: «Мы можем забрать вас только в автозак, если хотите».
В этот момент народ в надежде получить браслеты, пытался перелезть через ограждения. А потом полицейские стали выборочно пропускали людей с талонами. Но мне было уже все равно, я больше переживала, чтобы выжить. Мне хотелось выйти, подышать, спастись. Я видела, как одну девушку практически на руках вынесли из толпы. То ли она сломала ногу, то ли просто уже не могла стоять.
Люди, которые провели в очереди 25 часов, замёрзли, кричали, просили о помощи. Это позор. Я хочу получить комментарии от администрации Большого театра. Писала запросы им в соцсетях, но пока никто не отреагировал.
Говорят, что театр начинается с вешалки. Но что касается «Щелкунчика», тут всё начинается с давки, ловушки, безразличия людей в погонах, которые должны помочь, а не смеяться. Мы реально боялись не выжить в толпе. Я не преувеличиваю, существует разный уровень опасности, так вот в один момент этот уровень был красный. А то, что я не получила браслеты, как-нибудь переживу.
Странно, что СМИ освещают это событие так: мол, посмотрите, какое количество людей пришло за браслетами, наш народ любит «Щелкунчика». Журналисты снимали счастливые лица женщин-мужчин, которые выходили с браслетами. Но почему-то никто не рассказывает, что Большому театру просто повезло, что в ночь на субботу не произошло трагедии.
Татьяна, которая провела в очереди 14 часов, дополнила рассказ предыдущей собеседницы: «В очереди около Большого театра сначала всё было спокойно, пока после очередной переклички мужчина не объявил, что браслеты получат люди с талончиками, остальным можно расходиться. Тогда и началась давка.
Люди, которая стояли на ступеньках, снесли ограждения. Толпа подошла вплотную к началу очереди. Мужчины, которые охраняли начало очереди, быстро построили второй кордон. На вопросы, кто они такие и по какому праву огораживают, ответа не последовало, только отговорки. Недалеко от этих мужчин стояла машина, где они, видимо, грелись. Потом отнесли туда несколько складных стульев, пледы.
Находиться в напирающей толпе было опасно. Вся живая очередь смешалась, была просто плотная толпа. Через какое-то время люди стали доходить до полуобморочного состояния, из середины толпы выбраться было очень трудно.
В итоге, я ушла около 23.00. Сил не осталось, с 9 утра стояла. Полиция спокойно наблюдала за происходящим, не вникала в конфликт. Эти мужчины, которые раздавали талончики, с полицией нашли общий язык. Я подошла к полицейскому, объяснила ситуацию. Меня послушали и ушли.
Как я поняла, Большой театр не особо контролирует выдачу браслетов. А ведь это они придумали браслеты, чтобы потом в кассах не было столпотворения при продаже билетов. На деле получился ужас».