От театра умнеют и делают успехи в математике
Поделиться
Школьные театры поднялись на самый высокий уровень. В том смысле, что об их необходимости говорят и министр просвещения, и в Администрации президента, и даже сам президент. Чем же так важен «храм Мельпомены» для детей школьного возраста, «МК» поговорил с экспертами.
Фото: freepik
Об уже созданных по всей России 12 тысячах школьных театров еще летом рассказывал министр просвещения РФ Сергей Кравцов. По его словам, к 2024 году свой театр появится в каждой российской школе. А, например, первый замруководителя АП Сергей Кириенко проводит параллели между школьными сценическими постановками и уроками литературы: через театр классика усваивается лучше. А недавно на встрече с участниками молодежных движений и организаций, президент говорил о том, как важен театр в школе для понимания литературы и истории…
– Сложно не согласиться, – говорит ученик 11 класса московской школы Влад Скворцов. – В прошлом году мы в школьном театре ставили «Женитьбу Бальзаминова», мне главная роль досталась. И правда, когда читаешь книгу, так не воспринимается. А тут и текст более глубоко в тебя проникает, и эпоху, по которой пьеса написана, чувствуешь, на себя примеряешь вместе с костюмами. В общем, я не пожалел, что сыграл эту роль в театре, это интересный опыт был. Жаль только, что у нас в театре, в основном, девочки играют, даже в мужских ролях. Наш театр в школе работает уже 6 лет и держится на энтузиазме одного учителя, преподавателя по русскому языку и литературе Антонины Максимовны. Если бы не она, думаю, театра бы не было.
Для того, чтобы популяризировать театральное искусство не только среди учеников школ, но и учителей, в последние годы проводится много фестивалей, мастер-классов и конкурсов. Недавно в одном из московских театров прошли мастер-классы, где действующий театральный режиссер и худрук, заслуженный артист России рассказывал, как лучше организовать театр и вовлечь в него детей. Создан «Содружество школьных театров», которое также проводит разные мероприятия, в том числе фестиваль-конкурс «Школьная классика».
О том, почему так важно играть в школе спектакли, «МК» поговорил с экспертами.
– Театр – синтетическое искусство, – говорит преподаватель ДПО, руководитель театральной студии Вадим Баранов. – Литература, декламация, движение, танец, музыка, развитие художественного восприятия мира через декорации и костюмы… Сложно сказать, какого вида искусств в театре нет. А еще театр – это коммуникация, которой современному «поколению гаджетов» так не хватает. Это общение, снятие телесных зажимов, раскрепощение зажатых детей. Ведь даже боязнь отвечать урок перед всем классом театр поможет снять, в это не редко встречающаяся проблема. Также, за годы руководства студией, я обратил внимание, что плохо и неохотно читающие дети через запоминание текстов пьесы проникаются к материалу, а иногда и к автору. Был у нас случай, например, мы решили поставить одноактные пьесы раннего Чехова. И не все дети поняли, подумали, что это будет очень серьезно, скучно. А после премьеры были в восторге и сказали – Чехов крутой. Он очень смешной, на самом деле. Так что инсценировать классику – возможно, правильный подход к тому, чтобы дети в школе одолели какие-то фундаментальные произведения наших гениальных писателей, может быть. Или хоть бы познакомились с ними.
О целительной силе театра рассказывает нейропсихолог Светлана Степанова.
– Да, совершенно верно, упражнения по сцен движению снимают телесные зажатости, а еще на сцене помощь звуковосприятию и пространственной ориентации происходит, – говорит Степанова. – А полное освоение пространство – залог освоения письменного русского, например, с его сложными деепричастными оборотами. Но это далеко не вся польза. Театральная разминка вобрала в себя опыт многих поколений актеров и выдающихся мастеров русского театра. Лучшее для совершенствования речи, памяти, внимания отбиралось иногда интуитивно. Например, дыхательные упражнения, которые проводят, чтобы голос со сцены звучал, обогащают кислородом глубинные отделы мозга, что очень полезно и развивает память и быстроту мышления. Запоминание текста с определенной ритмикой тоже усиливает взаимодействие двух полушарий мозга. Как и упражнения на дикцию или тренировка элементов сцендвижения, особенно перекрестные, которые актеры используют в своей разминке.
Но самое главное – вживание в образ, то самое лицедейство, которым и отличается актерство, помогает развиться высшим отделам и долям головного мозга. Которые по возрасту у человека созревают только к 16-18 годам. Это блок планирования, программирования, структурирования и контроля. Поэтому, во-первых, для развития математических способностей у ребенка, как ни странно, может быть полезен театр. И, вживаясь в кого-то другого, примеряя на себя личность персонажа, ребенок развивается, становится взрослее и умнее.