Браслет Цветаевой, проклятый перстень Веневитинова и другие мистические произведения декоративного искусства
Поделиться
Все в мире есть энергия, говорил Альберт Эйнштейн, и обладают ею и живые существа, и предметы. Считается, вещи могут быть «заряжены» позитивной или негативной энергией и оказывать воздействие на своих хозяев. В музеях и частных коллекциях хранится немало предметов, которые сыграли роковую роль в судьбах своих владельцев. Самые мистические истории собрал «МК».
Марина Цветаева любила украшения. Роковую роль сыграли в ее судьба два предмета. Первый из них – кольцо с сердоликом.
Этот камушек Сергей Эфрон подарил Марине в день знакомства в 1911 году. Тогда она приехала в Коктебель к Максимилиану Волошину, который одним из первых разглядел в ней дар великого поэта.
Тогда 19-летняя девушка, только что выпустившая свой первый сборник «Вечерний альбом», загадала, что выйдет замуж на того, кто подарит ей сердолик. 18-летний Сергей Эфрон приехал в Коктебель лечить туберкулез, встретил Марину на пляже, стал помогать ей собирать камушки на берегу. Нашел особенно красивый и тотчас подарил. Через год они обвенчались.
Железное кольцо, в которое Марина вставила сердолик, она никогда не снимала. Несмотря на многочисленные романы Цветаевой, вопреки вынужденным разлукам, ссорам, расхождениям во взглядах, Марина и Сергей остались супругами на всю жизнь. Желание, загаданное Мариной, сбылось. И, кажется, берегло ее в самые тяжелые дни. Но однажды Цветаева все-таки сняла кольцо – в описи вещей, изъятых после ее смерти, его нет.
По одной из версий, незадолго до смерти Марины Цветаевой кольцо было украдено НКВДшником во время обыска. По другой – Марина отдала кольцо дочери Ариадне. И Аля сберегла семейную реликвию в ссылках (1939-1956), а после передала его близкой подруге Анне Саакянц вместе с другими цветаевскими украшениями.
Кольцо передавалось из рук в руки – от подруги к подруге: от Анны Саакянц попало к переводчице Наталье Гончар, которая увезла украшение в Ереван, а от нее – к фотохудожнице Майе Саркисян, живущей в Нью-Йорке. Впрочем, Майя не уверена, что у нее то самое кольцо.
Есть среди цветаевских украшений еще одно особенное: браслет – серебряный, литой, тяжёлый. «Сломать такой немыслимо», – писала Ариадна Эфрон в своих воспоминаниях. Марина носила его, не снимая много лет, а потом подарила подруге Любови Эренбург. И тогда же написала такие строки:
С большою нежностью – потому,
Что скоро уйду от всех, –
Я всё раздумываю, кому
Достанется волчий мех,
Кому – разнеживающий плед
И тонкая трость с борзой,
Кому – серебряный мой браслет,
Осыпанный бирюзой?
(«С большою нежностью — потому…», 1915)
Позже Эренбург передала серебряный браслет Ариадне. «Захожу как-то в магазин, что-то со звоном падает на пол, смотрю – у моих ног половинка браслета, вторая осталась на руке. Подняла, посмотрела: через весь браслет — косой излом. Сломался у меня на руке! Стало мне как-то не по себе, волей-неволей запомнился этот день, число — 31 августа 1941 года. Именно в этот день погибла Марина…», – писала дочь Цветаевой. Сломанный серебряный браслет стал знаком смерти поэта.
Сегодня известны два браслета, которые считаются тем самым мистическим символом ухода Цветаевой, и неизвестно, какой из них настоящий. Один хранится в Государственном музее истории российской литературы им. В. И. Даля и год назад экспонировался на выставке к его 100-летию. Другой находится в экспозиции Дома-музея Цветаевой.
Когда же я в час смерти буду
Прощаться с тем, что здесь люблю,
Тогда я друга умолю,
Чтоб он с моей руки холодной
Тебя, мой перстень, не снимал,
Чтоб нас и гроб не разлучал.
Эти строки поэт Дмитрий Веневитинов написал за год до смерти – в 1826 году. Стихотворение называется «Мой перстень». Красавец-поэт, приходившийся Александру Пушкину четвероюродным братом, успел написать за свою недолгую жизнь всего 50 поэтических произведений. «Проживи Веневитинов ещё хоть пару лет, и ещё неизвестно, кого бы мы величали солнцем русской поэзии», – уверен современный писатель Владимир Калуцкий.
Последние стихи Веневитинова наполнены глубоким философским смыслом. Среди них – упомянутый «Мой перстень», а еще стихотворения «Завещание» и «Поэт и друг». Все они пророческие – в них поэт предвидит свою раннюю смерть. И все связаны с таинственным талисманом, который Дмитрию Веневитинову подарила княгиня Зинаида Волконская. Поэт был безумно влюблен в нее, но княгиня уже была замужем.
Во время путешествия по Италии она купила кольцо для талантливого поэта, регулярно посещавшего ее литературный салон. Согласно легенде, перстень был найден на развалинах древнеримского города Геркуланума, который был разрушен при извержении вулкана Везувий в 79 году.
Веневитинов носил подарок на брелоке часов. Он поклялся, что наденет перстень на палец только в одном из двух случаев: на смертном одре или во время венчания с Зинаидой. «Внимайте: воля мертвеца Страшна, как голос прорицанья. Внимайте: чтоб сего кольца С руки холодной не снимали: Пусть с ним умрут мои печали И будут с ним схоронены», – писал 20-летний поэт в стихотворение «Завещание».
Вскоре после этого пророчества, в 1827-м году, Веневитинов простудился. «Сгорел» за две недели. За пару часов до смерти его друг поэт Алексей Хомяков надел Дмитрию кольцо на палец, так Веневитинова и похоронили – с перстнем.
Спустя сто лет большевики решили построить Дом культуры на месте Симонова монастыря, где упокоился поэт. Тело Веневитинова было эксгумировано, перстень сняли с пальца. В итоге проклятый символ несостоявшейся любви попал в Литературный музей.
Искусная работа одесского ювелира Израиля Рухомовского смотрится затейливо и в тоже время зловеще. Подвижный золотой скелет в серебряном саркофаге, украшенный сценами с этапами жизни человека от рождения до смерти, был создан в 1901 году. Декоративная вещица невелика: скелет всего около 10 см в длину. Каждая из 167 золотых костей сделана с анатомической точностью. На саркофаге имеется тончайшая гравировка из Книги Экклезиаста: «Все суета сует». Ювелир создавал изделие целых десять лет – закончил к 1903 году.
Весной того же года, сразу после окончания работы над саркофагом, разгорелся нешуточный скандал вокруг другой его мастерской работы. Речь о Тиаре Сайтаферна – драгоценном головном уборе с тончайшей чеканкой сцен гомеровского эпоса. Украшение попало еще в Лувр в 1896 году, но как работа мастеров античности. Якобы тиара сделана для скифского царя Сайтаферна.
Купцы третьей гильдии, братья Шепсель и Лейба Гохманы, которые были заказчиками ювелира, продали работу другим коллекционерам, и в итоге она оказалась в музее. С 1986 по 1903 годы тиара украшала постоянную экспозицию Лувра, хотя ряд археологов, среди которых Адольф Фуртвенглер и Александр Веселовский, говорили в прессе, что это подделка.
А в 1903-м монмартрского скульптора, работавший под псевдонимом Родольф Элина (настоящее имя – Анри Майенс), обвинили в подделке картин художника Анри Пийя. На следствии он вдруг заявил, что отомстит «миру художественных экспертов, торговцев и антикваров» и разоблачить все подделки. Следом он объявил тиару собственной работой. Что тогда началось!
После публикации в «Le Matin» в Лувре побывали более тридцати тысяч человек, чтобы увидеть на тиару. Скандал не сходил с первых полос газет – в итоге музей убрал украшение в запасники. И в тот же день раскрылась правда: парижский ювелир родом из Одессы.
К. Лифшиц заявил в «Le Matin», что тиара создана его другом – Израилем Рухомовским. А на следующий день, 23 марта 1903 года, Совет национальных музеев Франции собрался на экстренное секретное совещание и постановил создать комиссию по рассмотрению подлинности объектов национальных собраний. После этого Рухомовский приехал в Париж и подтвердил свое авторство: предоставил гипсовые модели, фото из мастерской, указав точный сплав и все изъяны работы. В итоге одесский ювелир переехал в Париж, а тиара по сей день хранится в Лувре.
Символично, что эта история, ставшая поворотной в судьбе мастера, совпала с окончанием длительной работы над скелетом. Рухомовский, которому в родной Одессе было сложно продавать свои работы, в Париже имел успех и сделал еще несколько копий саркофагов.
Один из них был выставлен на нью-йоркском аукционе Sotheby’s в 2013-м году. Согласно провенансу, эта ювелирная редкость принадлежала разным подпольным коллекционерам, милиционерам, картёжникам. А первым владельцем, выкупившим скелет у автора, был король преступного мира Одессы Мишка Япончик. Япончика застрелили в 1919 году — он командовал полком … имени Ленина в составе бригады Котовского и воевавшего против Петлюры. Когда Япончик решил, что навоевался, он пытался на поезде вместе с входившими в его полк уголовниками вернутся в Одессу, и был ликвидирован отрядом красноармейцев..
Никто из обладателей скелета на этом свете долго не задерживался, утверждали аукционисты. «Одни гибли в перестрелках и автокатастрофах, другие умирали от «сердечной недостаточности», оказывались в веревочной петле, были расстреляны по приговору суда», – говорилось в описании диковинного лота в каталоге Sotheby’s. С таким бэкграундом золотой скелет легко ушел с молотка за $365 тысяч. И снова имя ювелира всплыло из бездны истории, судя по всему, благодаря умелому пиару с ноткой авантюры.
Похоже, здесь тот случай, когда на первый взгляд зловещий предмет принес удачу своему создателю. Золотой скелет, явно, наполнен особой энергией, но не факт, что негативной, ведь не раз он повлиял на судьбу скромного ювелира из Одесса – как прижизненную, так и посмертную.
Помните синий бриллиант из фильма «Титаник»? Культовый фильм Джеймса Кэмерона о любви аристократки Роуз (Кейт Уинслет) и бедного художника Джека (Леонардо Ди Каприо) начинается с него и им же заканчивается. На драгоценный камень как бы нанизана не только трогательная история любви, но, главное, – сюжет о крушении крупнейшего судна начала XX века.
Катастрофа, случившаяся апрельской ночью 1912-го, унесла 1500 человеческих жизней. Камень, сыгравший роковую роль в этом сюжете, однако, не вымышленный. У него есть вполне реальный прототип.
Французский синий алмаз, бриллиант Хоупа, голубой француз, наконец, «Надежда». Все это имена одного бриллианта, который, по легенде, некогда хранился в древнем индийском храме божества Ситы.
Камень был украден, а вор вскоре погиб при мистических обстоятельствах. В середине XVII века путешественник и коммерсант Жан-Батист Тавернье привез бриллиант в Париж. Впоследствии француз совершил еще немало успешных экспедиций, во время которых скупал драгоценности Востока, а однажды отправился в Персию, однако оказался в Москве, где и скончался. По сей день историки спорят, почему на закате жизни 83-летний торговец после продолжительного перерыва в странствиях вдруг сорвался с места, покинул Париж и вдруг оказался в России. Причина смерти остается загадкой.
Среди владельцев «голубого француза» были королева Мария-Антуанетта и король Луи XVI – обоим отрубили головы.
Бриллиант оказался у Марии-Луизы, принцессы де Ламбаль, которая была придворной Марии-Антуанетты и ее ближайшим доверенным лицом. Девушке удалось покинуть охваченный революцией Париж, но потом она вернулась, оказалась в заключении, и в итоге была зверски растерзана толпой – во время штурма тюрьмы Ла Форс.
У дальнейших владельцев «Надежды» была незавидная судьба: один богач покончил жизнь самоубийством, другая девушка получила камень в подарок от любовника, который потом и заколол ее ножом, следующий обладатель бриллианта погиб вместе с семьей в дорожной аварии. В 1830 году драгоценность попала к банкиру Генри Филиппу Хоупу – его компания Hope&Co разорилась, а сам Генри умер в 1839 году, не оставив наследников.
Самой известной владелицей бриллианта была Эвелин Уолш-Маклин. Именно она стала прообразом героини фильма Кэмерона, несмотря на то, что на «Титанике» не бывала. Режиссер придумал свою альтернативную версию жизни знаменитой светской львицы и изменил ее нрав и привычки.
Эвелин вышла замуж не по любви – родители выдали ее за наследника богатой семьи Эдварда Билла Маклина. Во время свадебного путешествия, находясь в Константинополе, она увидела на наложнице турецкого султана огромный бриллиант Хоупа. И словно «заболела» украшением восхитительной красоты. И спустя несколько лет Эвелин убедила мужа купить у Пьера Картье этот камень – Маклин выложил за него баснословную по тем временам сумму в $187 тысяч.
Ювелир рассказал леди о недоброй славе бриллианта, но это ее не остановило. Эвелин решил снять проклятие – отнесла «Надежду» в католическую церковь. Священник согласился освятить камень. Потом она рассказывала, что, когда монсеньор Рассел взял в руки бриллиант, все вокруг потемнело, в окне блеснула молния, которая расколола пополам дерево около церкви. А потом тучи рассеялись, и на небе снова засияло солнце.
На богатых вечеринках на 200-300 персон, которые регулярно закатывала светская львица, эта история производила эффект, и слава «Надежды» все больше росла. Но случалось, что такие вечеринки заканчивались трагически. Однажды в доме Маклинов кутил любитель богемного образа жизни, 29-й президент США Уоррен Гардинг. В разгар сабантуя он с друзьями начал метать бутылки в покрытые зеркалами стены. Несколько из них попали в девицу не самых строгих правил – она скончалась в больнице от потери крови.
Сам мистер Гардинг вскоре внезапно умер. Сначала он жаловался на боли в животе, потом поднялась температура. На следующий день недуг вроде отпустил, и президент поехал на рыбалку. А вечером того же дня его обнаружили без сознания, скрученного конвульсиями, с выражением муки на лице.
Скоропостижно – неожиданно и без видимых причин – скончались и родители Эдварда. Потом под колеса автомобиля попал четырехлетний сын Маклинов: машина двигалась со скоростью… семь миль в час. Эдвард начал беспробудно пить, с Эвелин они разошлись. В итоге она упрятала мужа в сумасшедший дом, где он скоро умер. Вслед за ним отправилась на тот свет их дочь – на ночь выпила слишком много снотворного и не проснулась.
Эвелин прокутила все свое состояние, и к 1940-м от былого богатства осталось не осталось и следа. Бриллиант, однако, Эвелин сохранила при себе и каждое утро надевала его. Почему-то надеялась, что таинственный камень охранит ее от бед, которые навалились после приобретения драгоценности. И однажды, в 1947-м, вдруг «сгорела» от пневмонии за считанные дни.
Сыновья продали бриллиант ювелиру Гарри Уинстону, который подарил проклятый камень Смитсоновскому институту в Вашингтоне. Так «Надежда» перестала быть собственностью одного человека, и, говорят, больше не приносит вреда. Но все так же очаровывает своей мистической красотой.
Подобных загадочных «предметных» историй немало. Многие обросли легендами и небылицами. И все же нет дыма без огня. Наверняка и у вас в личной коллекции есть вещицы, которые приносят удачу, стоит их надеть или взять в руки. А бывает, коснешься предмета, а от него веет холодом. Главное, считать — на «плюс» или «минус» заряжена вещь.