Домой Общество Кавказские женщины признались, что доводит их до позора

Кавказские женщины признались, что доводит их до позора

321
0

В регионе в разы выросло число разводов

На Кавказе развод издревле считается позором и бесчестием. А если верить статистике, за последние 1,5 года «позориться» на Северном Кавказе стали гораздо чаще: с начала 2020-го года в Ингушетии распалось в 3,5 раза больше семей, чем в аналогичный предыдущий период, в Чечне – в 2,7, в Дагестане – в 2,1. И это в регионах, где семейные ценности традиционно превыше всего! Неужели вековым устоям пришел конец?! Ведь рушить семьи на Кавказе не позволяет не только религия, но и обычаи предков, священные в каждом роду.

Мы поинтересовались, как видится проблема изнутри. Вернее – с высоты Кавказского хребта.

Кавказские женщины признались, что доводит их до позора

По результатам исследования международной аудиторско-консалтинговой сети, датированного июлем этого года, помимо Ингушетии, Чечни и Дагестана, чаще разводиться стали также в Карачаево-Черкесии и Северной Осетии, где количество официальных расторжений брака умножилось вдвое, и в Кабардино-Балкарии, с началом пандемии увеличившей количество распавшихся семей на 80%.

Восток дело тонкое, а Кавказ – особенно, поэтому истину знают только изнутри. Попробовали выведать ее и мы. Кавказские мужчины, как истинные джигиты, столь деликатный вопрос комментировать отказались. Ответы всех опрошенных звучат примерно так же, как слова Гази из дагестанского Дербента: «Лично я женат и разводиться не собираюсь, а в чужие семейные дела лезть привычки не имею. И вам, кстати, не советую».

Кавказские женщины более откровенны, но только если уверены в полной анонимности, поэтому при реальном возрасте и месте рождения имена у моих собеседниц условные.

— Статистика откуда берется? – уточняет 36-летняя Фарида из Махачкалы. – Из загса? Но развод в загсе у нас еще ни о чем не говорит, считается, что люди развелись, если расторгнут никях (мусульманский брак, заключенный имамом – авт.). Но это никак не узнаешь. Супруги могут жить хоть в разных странах, но в глазах Всевышнего оставаться мужем и женой. У нас только наоборот не бывает – чтобы люди жили семьей, не заключив никях. По крайней мере, в открытую, на глазах соседей и родни, мужчины и женщины без никяха вместе не живут. А что касается регистрации в загсе, наши молодожены ее часто откладывают на потом, ведь традиционные свадьбы отнимают много времени и сил. А потом многие и вовсе забывают сходить и расписаться.  

— Точно не скажу, но, скорее, это ради каких-нибудь практических целей. Понимаете, у нас люди по-другому устроены. Если пара расходится, это горе, но личное, внутрисемейное, не для чужих ушей и глаз. К аксакалам пойдут за советом, родню созовут, чтобы решить, как жить дальше, кого, куда и с чем, но загсу докладывать побегут в последнюю очередь, если вообще решат доложить. Ну еще может быть, что кто-то уже разведенный по-мусульмански встречает кого-то, кому важен штамп.

— Раньше в исключительных случаях, а теперь чаще стали. У нас парни и мужчины в последнее время стали более религиозными, это как мода. Все с бородами, по пятницам толпой в мечеть, Коран читают, невест только покрытых сватают. Сухого закона у нас официально нет, конечно, на свадьбах, например, на столах вино, коньяк… Но пьют спиртное только бабушки. Молодые мужчины сами соблюдают и за женами своими следят. Если жена вдруг нарушит шариат, такой может показательно разорвать никях. Мол, она не меня оскорбила, а Всевышнего.

— Ну нет, из-за этого никто, конечно, разводиться не будет. Но вот если постоянно пить напоказ, на глазах у людей, чтобы они это обсуждали – тогда да, потому что это позор для мужа. Ну еще если жена гуляет, нескромно одевается, не слушается мужа, шляется целыми днями вне дома…

— Чтобы наши мужья женам работать запрещали, я не слышала, деньги-то всем нужны. Но вот если жена с этой работы поздно является, за детьми и мужем не смотрит, то начинаются скандалы, иногда до рукоприкладства. Однако если раньше муж жену выгонял, ее и в отчем доме не принимали. А сейчас чаще стали сами родители своих дочек от мужей забирать и развода требовать. Если муж слишком религию насаждает, учиться запрещает или работать. Раньше старики молодежь осуждали, а сейчас у нас наоборот, старшее поколение более раскованное. На семейных сборищах бабушки с дедушками, бывает, и выпьют, и споют, и потанцуют. А молодежь сидит, глаза в пол, суры повторяют.

— Вот такого, чтобы несколько жен мужа прямо друг у друга из рук рвали, я не знаю, это сказки. Может, кто-то очень богатый или где-нибудь в глухом селе, где все, по сути, одна семья, многоженство и есть. Но большинству это просто не по карману. Одну-то свадьбу сделать – огромные деньги! Это, как минимум, три больших застолья человек на 500, а еще калым – выкуп за невесту. А еще подарки молодой и ее родне. И вообще с момента сватовства целый год очень больших трат, родители годами пашут, чтобы сына достойно женить, ведь это раз и на всю жизнь. И вряд ли кто-то захочет повторить такой аттракцион.  

— Сам он тоже понимает, что при открытом, официальном многоженстве, каждую жену надо содержать одинаково, ведь жены это между собой обсуждают, сравнивают, да и люди смотрят. А если денег не хватит, люди смеяться будут: набрал жен, а они голодранками ходят! А для наших мужчин выглядеть в глазах людей бедным или жадным – позор хуже нет! Потом у каждой жены есть родители, которые следят, чтобы их дочь жила не хуже, чем в отчем доме. А еще от каждой жены дети, которых надо достойно содержать. Нет, это только для богачей. А сам мужчина может поступить только как, к примеру, мой муж. Два года назад он уехал на заработки на Север. Меня с детьми не взял, там погодные условия тяжелые. Деньги исправно слал, но через полгода сообщил, что взял вторую жену, русскую. Живет с ней, а то, мол, тяжело там одному, а она готовит ему, стирает и все такое. Временный никях заключил, это его право. Но это не значит, что я обязана это проглотить. Я послала его куда подальше, детей матери своей оставила, благо они большие уже, а сама в Москву. Вот живу здесь, работаю, а про него даже слышать не хочу. Его для меня больше нет. 

— В загсе? Нет, конечно, а зачем? Я просто к имаму сходила, сказала, что не одобряю вторую жену мужа и требую развода. Это мое право и имам меня освободил. 

Эва – 23-летняя студентка магистратуры престижного московского вуза из очень обеспеченной чеченской семьи – уверена, что в загс за штампом о разводе чеченские пары может привести все, что угодно, но не истинное расставание.

— Если жена надоела, мужчине зачем далеко ходить, трижды «талак» (уходи – араб. – авт.) сказал и свободен. Но это образно, ведь еще есть семья его и ее, люди, сговорившие эту пару, они в ответе за этот союз. В общем, просто так никто никого выгнать не может, но загс тут не при чем. Если муж правда хочет жену оставить, или опозорить, или проучить, он к ее отцу пойдет, к своему, к имаму, но не в окошечко с паспортом. Наверное, туда ходят те женатые, которые пудрят мозги русским девушкам, что развелись, и в доказательство штамп о разводе показывают. Но на деле жена – только та, которая жена перед Аллахом.

А вот как описывает процедуру «талака» (расторжения мусульманского брака) имам-хатыб Шамиль Аляутдинов: «Это нежелательно, за некоторыми исключениями: если супруги боятся дальнейших разногласий между собой; если один из супругов боится, что будет ущемлять права другого; если муж вызывает у жены неприязнь и отвращение; если жена вызывает у мужа неприязнь из-за совершения ею прелюбодеяния и тому подобное, например, если она не выполняет Намаз».

Также все исламские богословы напоминают о важности «разводного периода», призванного по возможности сохранить семью.

— Если муж один раз сказал «талак», это ничего не значит, — поясняет имам одной из столичных мечетей. – Мужчина еще может остыть, передумать. Если два раза сказал, то это тоже еще не окончательное решение. А вот если три, то женщина может чувствовать себя свободной. Только ей нужно помнить, что повторно она может выйти замуж только через 3 своих женских цикла – то есть, примерно через 3 месяца. Когда будет уже точно известно, что она не беременна от прежнего мужа.

— Разумеется, никто не имеет права насильно заставлять женщину оставаться чьей-то женой, если она более этого не желает. Женщина вправе потребовать разрыва никяха, если муж содержит ее хуже, чем она жила в отчем доме, если не исполнял свой супружеский долг в течение 4-х месяцев, если хочет взять еще одну жену против ее воли (или уже взял, но скрыл ее существование), если отсутствовал дома более года, если тяжело заболел или сошел с ума и если муж систематически нарушает шариат – пьет, рукоприкладствует и пр. Также женщина вправе прекратить брак, если полюбила другого мужчину. Только в этом случае жена возвращает мужу махр (свадебный подарок) или денежную сумму (обычно о ней договариваются до свадьбы). Получив компенсацию, муж сам говорит «талак» — то есть, дает развод. После этого женщина сразу свободна. Бывает, что женщин у мужей таким образом выкупают их новые возлюбленные.

— Только в тех случаях, когда ни семьи мужа и жены, ни имам или муфтий не в силах обеспечить паре бесконфликтное расставание.