Домой Экономика «Принудительное лицензирование — это Пхеньян-на-Москве»

«Принудительное лицензирование — это Пхеньян-на-Москве»

107
0

«Принудительное лицензирование - это Пхеньян-на-Москве»

Зал заседаний Госдумы РФ (архивое фото)

Эксперты предрекают трудные времена на российском кинорынке для правовладельцев из «недружественных стран»

Законопроект о введении в России механизма принудительного лицензирования фильмов, софтвера, музыки и литературных произведений был внесен в Госдуму РФ еще в августе, но дискуссия вокруг него не затихает. Более того, накал полемики в последние недели заметно вырос.

В середине октября Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) направила премьер-министру РФ Михаилу Мишустину письмо о том, что «большая часть» российских киносетей поддерживает законопроект, предложенный депутатом Госдумы Дмитрием Кузнецовым. Речь в нем идет о продукции из так называемых «недружественных стран», включая США, Великобританию, Японию, Канаду и страны ЕС.

Вместе с тем часть киносетей выступает против законопроекта, в частности – объединенная сеть «Формула кино» и «Синема парк».
Как сообщает ТАСС, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов выступил с предложением создать госструктуру, которая бы «аккумулировала» недоступный легально контент для последующей продажи пользователям. Лоббисты законопроекта счтают, что деньги за использование лицензии правообладатели смогут впоследствии получать через некие «спецсчета» в российских банках.

Ранее стало известно, что автор законопроекта Дмитрий Кузнецов принял решение его переработать. В старой редакции получить через суд лицензию на зарубежное аудиовизуальное произведение могла любая компания, а в новой редакции такая возможность будет только у офлайн-кинотеатров. Сообщается, что депутат Кузнецов также является секретарем рабочей группы по расследованию антироссийской деятельности в сфере культуры (ГРАД), которую инициировал писатель Захар Прилепин. В августе ГРАД начала составлять списки «агентов иностранного влияния» среди деятелей культуры.

Как сообщило РИА Новости, Министерство культуры России назвало неправомерным параллельный прокат фильмов без разрешения правообладателей, что противоречит международным договорам России в сфере интеллектуальной собственности.

Эксперты констатируют, что эта, мягко говоря, экзотическая инициатива призвана помочь спасению российского кинопроката, который после ухода с внутреннего рынка голливудских мейджоров стремительно катится вниз. Надежды заменить Голливуд на домашнюю продукцию пока не оправдались. Сказалась, конечно, и пандемия. Многие зрители за два года ковидной самоизоляции привыкли к «диванному» просмотру и неохотно возвращаются в кинотеатры. А поскольку американские блокбастеры фактически исчезли из российского проката, сильного стимула возвращаться в офлайн-кинотеатры пока не наблюдается. Кассовые сборы продолжают устанавливать антирекорды.

Как и предсказывали многие наблюдатели, в отсутствии легального контента вновь подняло голову пиратство, в том числе в таких «мягких» вариантах, как «киноклубный показ». Как пишет сайт torrent freak, «некоторые кинозалы начали показывать пиратские фильмы, скачанные с торрентов, что вызвало критику со стороны киноорганизаций, опечаленных возвращением через 30 лет “темных дней” нелицензированных развлечений».

Национальная федерация музыкальной промышленности (NFMI), представляющая в России Sony Music, Universal Music, Warner Music, призвала власти РФ отвергнуть идею принудительного лицензирования. По мнению NFMI, этот механизм, в случае принятия закона, приведет к «зеркальным мерам» против российской музыки за рубежом, исключению стриминговых сервисов из российских онлайновых магазинов и бурный рост пиратства.

Ассоциация «Интернет-видео», объединяющая крупнейшие онлайн-кинотеатры Рунета, также резко выступила против этой инициативы. В заявлении ассоциации подчеркивается, что иностранные платформы, такие как iOS, Android и компании смарт-ТВ, могут отомстить, прекратив обслуживание российских видеосервисов.

Сайт «Кинопоиск» цитирует главу этой ассоциации Алексея Бырдина:
«Образно говоря, депутат Кузнецов предложил лечить аппендицит экспериментальной химиотерапией. Мы не отрицаем сам факт проблем с лицензиями, но нам категорически не нравится предложенное решение… Мне жаль коллег из кинопроката, которые единственные поддерживают эту инициативу, не имея других идей. Они ухватились за гнилую соломинку».

Владимир Ожерельев, старший юрист Digital Rights Center, отметил в интервью «Кинопоиску», что «законопроект отрицательно скажется на отношении к российским компаниям, которые выпускают лицензированную продукцию на российском рынке, и затруднит выход на международный рынок, поскольку иностранные правообладатели могут отрицательно воспринять принудительное лицензирование их произведений на российском рынке. С другой стороны, законопроект дает правообладателям возможность получить выплаченное вознаграждение и заключить лицензионный договор с последующей отменой принудительной лицензии».

Интернет-издание Meduza процитировало гендиректора онлайн-кинотеатра Kion Игоря Мишина, который назвал принудительные лицензии «диверсией и катастрофой». По его словам, в случае их использования кино появится у пиратов. Он уверен, что если везде появится «топовый голливудский контент», то развитие российского кинопроизводства потеряет смысл, а кинобизнес перестанет развиваться из-за пиратства.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросил российского и американского экспертов дать оценку внесенного в Госдуму законопроекта о принудительном лицензировании.

Александр ФЕДОРОВ, профессор, кинокритик, киновед, почетный президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России:
«Я в целом против любой принудительности в области культуры. Что касается западных правообладателей на кинопродукцию, то их реакцию сейчас предугадать сложно. Как хорошо известно, многие известные западные кинокомпании ушли из российского кинопроката. Возможно, за ними последуют и еще какие-то. Всё это уже отразилось на положении кинопроката в России: массовая молодежная аудитория, привыкшая за последние десятилетия к голливудским блокбастерам, в отсутствии оных ушла из кинозалов (а «возрастная» аудитория туда и не ходила, предпочитала ТВ). Многие частные кинотеатры в России теперь закрываются. Есть даже прогноз, что в 2023 году в РФ останется только половина кинозалов по сравнению с 2021 годом. Российское кино на сегодняшний день не способно привлечь массовую аудиторию даже в отсутствие голливудской конкуренции. И хотя дорогие российские проекты вроде бы собирают сотни тысяч зрителей в кинозалах, на деле они все равно провальны. Только один пример: раскрученный постоянной телерекламой российский блокбастер «Сердце Пармы» за три недели кинопроката собрал 454 млн. рублей, но при его бюджете в 714 млн. руб. этот показатель никак нельзя считать коммерчески успешным».

Джулиан ЛОУЭНФЕЛЬД, американский адвокат по авторскому праву, защищал в судах интересы крупнейших российских киностудий:
«Это очень плохой законопроект. Если депутаты Госдумы хотят создать Пхеньян-на-Москве, то они на правильном пути. Ничего похожего за всю мою многолетнюю адвокатскую практику мне не встречалось. Вообще, понятие “принудительное” чаще всего фигурирует в сфере государственного здравоохранения. Например, принудительное вакцинирование в развивающихся странах во избежание распространения опасной эпидемии. Если же западные компании захотят защитить свои интересы в российских судах, они не смогут даже оплатить услуги адвокатов. Сегодня невозможно перевести деньги из-за рубежа на российские счета. Переводы фактически прекращены. Это похоже на грабеж среди бела дня. Хочешь не хочешь, у тебя забирают права и заплатят в рублях, когда и сколько захотят. Это возмутительно! Полагаю, что проблему можно попытаться решить только на самом высоком государственном уровне. Но в этом случае голливудским студиям и другим западным правовладельцам придется встать в длинную очередь обиженных Российской Федерацией. Пока кризис не кончится, – а когда это произойдет, никто не знает – интересы владельцев прав трудно защитить. Когда страна становится мировым изгоем, от таких «мелочей», как защита авторских прав, в Москве просто отмахиваются.
Перспектива печальная: из-за санкций, России на долгие годы уготовано пользование только пиратским, то есть ворованным контентом. А кстати, вот вопрос: если США и страны Запада – “недружественные” России государства, почему она так рьяно пытается заполучить их кинопродукцию? Ситуация во многом напоминает обращение советских властей с так называемыми “трофейными” фильмами сразу после Второй мировой войны. Правда, тогда все списывалось на юридическую неразбериху. Сегодня идет война, и неразбериха налицо. Возможно, Госдеп напишет какую-нибудь ноту протеста. Но, честно говоря, им сейчас не до защиты правовладельцев, тут ядерную войну хорошо бы предотвратить».