Домой Экономика 2022-й год: репрессии Кремля в цифрах

2022-й год: репрессии Кремля в цифрах

102
0

2022-й год: репрессии Кремля в цифрах

«ОВД-инфо» опубликовало отчет о войне российской власти с гражданским обществом и свободами

20 467 задержаний…106 дел по статьям «экстремизм» и «терроризм» … 22 года строгого режима журналисту Ивану Сафронову… 18% «иноагентов» под уголовным преследованием… 22 новых репрессивных закона…Более 210 тысяч заблокированных сайтов. Таким оказался 2022 год для российского общества.

«Практически ни на один день в этом году протест не утихал. Это показывают наши цифры и беспрецедентное количество уголовных дел, которое заведено сейчас [в России] на людей, которые высказывали свою антивоенную позицию», – поделилась Дарья Короленко, юрист и аналитик «ОВД-инфо».

В отсутствие свободной прессы, которая освещала бы протесты и осуждение войны – а за год более 9 тысяч сайтов подверглись военной цензуре и 140 журналистов были задержаны при освещении мирных митингов – у людей, черпающих информацию из телевидения и прочих государственных СМИ, могло сложиться впечатление, что россияне поддерживают вторжение в Украину безоговорочно. Однако по данным «ОВД-Инфо», только 25 дней за весь год прошли без политически мотивированных задержаний, а количество задержанных на антивоенных протестах больше, чем за 8 лет с 2013 по 2020, вместе взятых.

0:00

Прямая ссылка

240p | 10,6MB

360p | 16,5MB

480p | 28,8MB

720p | 68,6MB

1080p | 92,3MB

«То, что число [задержаний] в 2022 году после ужасного 2021, который запомнился нам как самый репрессивный в истории, и всего, что происходило в этом году, сопоставимо, и мы еще после конца года узнаем полную статистику судов… Я думаю, что это как раз говорит о том, что протест не умер, он продолжается и развиваются новые формы, форматы, для борьбы с которыми власти и принимают новые законы», считает аналитик ОВД-инфо.

2022-й также войдет в анналы истории как продуктивный год законотворчества. Так, УК РФ пополнился сразу несколькими статьями: 207.3 – о так называемых «фейках», 280.3 – о «дискредитации вооруженных сил» и 284.2 – о «поддержке и призыве к санкциям против России». По данным ОВД-Инфо, по антивоенным делам проходят уже 378 фигурантов в 69 регионах.

Дарья Короленко рассказала, что «14 декабря в первом чтении был принят закон, и сейчас он уже прошел все три чтения, в УК ввели три новые статьи: про содействие диверсионной деятельности, прохождение обучения и организацию диверсионного сообщества, то есть грубо говоря, скопировали тот подход, который сейчас есть к терроризму, к статьям по оправданию терроризма, организации террористического сообщества и содействию терроризму, то есть депутаты хотят наказывать не только самих диверсантов, но их пособников, организаторов акций и в некоторых случаях – тех, кто их оправдывает. Важно понимать, что сейчас законодательство по терроризму работает так, что, например, [статью] за оправдание терроризма можно получить за комментарий в интернете. Например, подрыв крымского моста: буквально в декабре было такое дело. Комментарии о Михаиле Жлобицком до сих пор заводят дела о его подрыве здания ФСБ. Правозащитник Бахром Хамроев сейчас под уголовным преследованием, потому что он помогал крымскотатарским активистам, которых преследуют как террористическую организацию «Хизб ут-Тахрир», потому что он помогал им как правозащитник, как юрист, адвокат, и сейчас его обвиняют в терроризме. То же самое будет, скорее всего, с диверсионной деятельностью».

Еще одна из тенденций этого года – женское «лицо» протестного движения. Если в начале прошлого года 25% участников акций были женщинами, то к концу 2022 их стало больше 70-ти процентов. Эксперты связывают это с мобилизацией, против которой выступили матери и жены, а также с опасностью для мужчин получения повестки в военкоматы прямо на акции протеста, поскольку такую практику запугивания теперь стала применять российская полиция.